Ухват
Ухва́т, рога́ч — ручной инструмент для перемещения глиняных и чугунных горшков, установки их в топку русской печи. Ухват — это металлическая рогатка, закреплённая на длинном черенке. Под каждый размер чугунка был свой ухват.
Еще 150 лет назад Ухват был обязательным инструментом в избе.

Железный полумесяц на длинной деревянной палке помогал русской хозяюшке ставить в огонь и доставать из печи горшки и чугуны.
С ухватом баба – хоть на медведя!
Железный полумесяц на длинной деревянной палке помогал русской хозяюшке ставить в огонь и доставать из печи горшки и чугуны.

  • Она подводила ухват под тулово печной посуды, чтоб крепко зацепить ее, а загнутые в противоположные стороны кончики ухвата защищали посуду от царапин.
  • Чтоб достать тяжелый горшок из печи на помощь приходила скалка, ее подкладывали под низ, и выкатывали горячую посуду придерживая ухватом.
  • Предположительно, их изобрели, когда появилась потребность безопасно вынимать и помещать чугунки и горшки в печь, примерно в XVIII веке.
  • Ухватов в доме было много, и для маленьких, и для больших горшков.
  • Ещё ухват называли рогачом или вилками, так как одним он напоминал рога скота, а другим — большую вилку.
  • Иногда его использовали как орудие обороны или нападения. Баба, вооруженная ухватом — классический образ во всех старых сказках и иллюстрациях. 
Ухват был оберегом, он защищал жилище от проникновения нечисти и колдунов.
Если хозяевам предстоял дальний путь, то печь закрывали заслонкой и подпирали ухватом, чтобы домовой не пошел за ними.

  • Ухват выставляли на двор, чтобы предотвратить грозу и град. 
  • Его клали под постель новобрачным, а роженица брала ухват с собой для защиты от нечистой силы.
  • Если в доме кто-то умирал, то после выноса покойника, на то место где он лежал, укладывали ухват, чтоб защитить дом от смерти.
  • В Рождественский сочельник по домам ходила Коляда, в руках у нее был ухват, чтоб стучать об пол и наказывать непослушных детей, а в святочные гуляния из ухвата делали голову быка или лошади.
Ухват. Святки.

Обряд «Вождение тура» проводили на Зимние Святки. Для изображения быка ряженый брал ухват (рогач), на который надевали глиняный горшок. Быка вели на поводке или за уздечку, погоняли кнутом, сопровождавших называли «вожатый», «поводырь», «водок». Сам ряженый имитировал поведение животного: делал вид, что бодается, скачет, машет хвостом, мычит. В Вологодской области во время святочного «вождения быка» исполнялись сценки убийства: ряженого толкали, чтобы он упал, разбивали надетый ему на голову горшок, стреляли в воздух. Эти игровые действия назывались «быка бить».
В Костромском крае была известна святочная игра «в быка». Парень с горшком на ухвате (символ рогов) и с накинутым пологом приходил в избу, мычал около девок и махал головой, как бык. Его продавали, и, когда сторговывались, кто-то из толпы «убивал быка» — бил по горшку, разбивал его, и парень, изображавший быка, убегал вон из избы, а другие парни били заранее приготовленными соломенными жгутами девок, спрашивая: «С кем быка ела?».
Валёк Кадушка Коромысло Корыто Лагун Пестерь Прялка Рушники Самовар Самопрялка